НЕВА-ЛИДЕР 2

НЕВА-ЛИДЕР 2
Многоцелевой сухогрузный теплоход проекта RSD49

Судокорпусное производство

Судокорпусное производство
Автоматизированная линия плоских секций

СПАСАТЕЛЬ КАРАЕВ

СПАСАТЕЛЬ КАРАЕВ
Аварийно-спасательное судно проекта MPSV07

Корпусосборочное производство

Корпусосборочное производство

Невский судостроительно-судоремонтный завод
Главная » Новости » 2010 » Выставка – повод для сверки курса

Выставка – повод для сверки курса

С 7 по 10 сентября в Гамбурге проходила Международная выставка судостроения, машинного оборудования и судовых технологий «SMM 2010», расположившаяся в 12 павильонах выставочного комплекса «Гамбург Мессе».

В выставке принимали участие представители Невского судостроительно-судоремонтного завода. Об этом наша беседа с генеральным директором ООО «Невский ССЗ» Владимиром Васильевичем Баженовым.

Владимир Васильевич, каково ваше общее впечатление о выставке?

– Эта выставка занимает лидирующие позиции в выставочном бизнесе в разделе судостроение. Она проходит, как правило, по чётным годам в сентябре. На ней можно увидеть практически весь цвет мирового судостроения. Как правило, это гражданские и коммерческие фирмы, однако здесь можно встретить и производителей некоторых видов военной продукции.

Для выставки «SMM 2010» характерен большой спектр оборудования, воплощающих модификации новых решений, которые могут использоваться в судостроении. В павильонах «Гамбург Мессе» можно встретить ведущих поставщиков двигателей, вспомогательных механизмов, палубного оборудования, винто-рулевых комплексов. Здесь общаются и обсуждают практические вопросы крупнейшие специалисты в области радионавигации и электроники, использующейся в судостроении. На мероприятии такого уровня всегда можно сравнить то оборудование, которое мы устанавливаем у себя с тем, которые устанавливают ведущие судостроительные компании.

Всегда интересно взглянуть на то, как развиваются другие судостроительные державы. В частности, любопытен тот темп, с которым сегодня развиваются азиатские компании. Из года в год активно развивается судостроение Китая. О Корее не говорим, она признанный мировой лидер. Китай идёт семимильными шагами и на сегодняшний день всем становится ясно, что нынче строить суда в Европе просто экономически невыгодно. Китай стал активно специализироваться на достаточно несложных судах коммерческого направления, но за счёт использования своего оборудования и дешевой рабочей силы в последнее время он становится вне конкуренции со всеми. Именно поэтому достаточно большое количество судоходных компаний сегодня строят суда в Китае.

Учитывая специфику нашего производства, мы не принимали участия в общевыставочных мероприятиях. Специалисты нашего предприятия ехали на выставку с совершенно конкретными заданиями. Мы, конечно, принимали участие в мероприятиях российского стенда, где были представлены ведущие предприятия российского судостроения, с которыми мы активно общались.

Следует отметить, что в настоящий момент большого роста судостроения в России не ожидается. Коммерческих заказов не много. В основном это заказы, которые связаны с реализацией федеральной программы судостроения.

На примере верфей, с которыми мы сотрудничаем в Санкт-Петербурге, видно, что ведущие в Северо-Западном регионе верфи гражданским судостроением не загружены. Строятся в основном военные или специализированные суда.

Исходя из того, что видели, мы лишний раз убедились, что в отличие от той ниши, которую реализует наш завод, в частности, речное судостроение, морское судостроение на конкурентной основе развивать на российских верфях весьма сложно. Конкурировать с корейскими и китайскими судостроителями мы можем только в области специальных судов – судов-снабженцев, ледоколов, судов специального назначения, научно-исследовательских, где у нас ещё есть достаточный научно-технический потенциал, и мы можем реализовывать эти проекты.

Что Вас особо поразило на выставке?

– На рынке судостроения появляются, пусть не в большом количестве, но новые страны. Среди них Индия, Бангладеш, Малайзия, то есть державы традиционно не судостроительные. Сам факт, что они приехали в Гамбург, говорит о том, что они активно развиваются и хотят занять часть этой большой ниши.

И это, несмотря на то, что рядом Китай…

– Именно так… Что касается Китая, то на протяжении последних десяти лет мы видим, как он активно развивается и начинает строить достаточно сложные суда. И я подозреваю, что такое судостроение они уже ведут.

На одном стенде выставки впервые были представлены Невский ССЗ, Туапсинский ССЗ и Окская судоверфь. Чем продиктовано такое объединение «под одной крышей»?

– Все три завода находятся в рамках одной управляющей компании Ти-Эй-Менеджмент, и это первый большой плюс. Кроме того, мы активно обменивались мнениями о растарификации тех или иных поставщиков, и выигрывали время, проводя с одним и тем же западным поставщиком раздельные переговоры. Во всяком случае, с директором Окской верфи Владимиром Павловичем Куликовым, мы несколько раз проводили и совместные встречи с поставщиками и, если у него или у меня возникали интересные предложения, мы тут же рекомендовали их друг другу.

Совместный стенд под патронажем управляющей компании, это замечательно. Единственно, надо было более помпезно представляться. Если мы выступаем под эгидой управляющей компании, то должен был быть учтён имиджевый момент, какая-то корпоративная символика, поясняющая структуру холдинга. Некоторые участники выставки удивлялись и даже восхищались, что в рамках единого холдинга существуют судоходные компании, порты, стивидорные компании.

На самом деле имеет место цепочка, в которой прослеживаются звенья судостроения и судоремонта, есть судоходная компания, которая в портах перерабатывает грузы и довозит их до конечного потребителя, то есть логично замкнутая целевая структура.

Какие проекты Невского ССЗ были представлены на выставке, чем был обусловлен их выбор, и какие соглашения были достигнуты представителями завода в части перспективных контрактов?

– Во-первых, мы представляли проекты, которые реализованы в прошлом, во-вторых, мы показывали то, что делаем сейчас, и то, что собираемся делать в будущем. Мы показывали суда, сделанные нами за три года в буклетах и в моделях.

В частности, мы продемонстрировали модель нового аварийно-спасательного судна (АСС), которое строится на НССЗ для Госморспецслужбы (у нас уже подписаны два контракта на три таких судна). Заинтересованным лицам мы рассказывали о предназначении и возможностях данного судна.

Кроме того, поскольку мы ещё находимся в стадии выбора поставщиков и тендерных процедур, велось достаточно много переговоров об оборудовании и комплектации этих судов с потенциальными поставщиками (для второго и третьего АСС).

Не секрет, что основной объём импортного оборудования для российских судов поступает из Европы, поэтому и интерес к насыщению АСC своим оборудованием проявляли, прежде всего наши соседи – европейские компании, поставляющие нам это оборудование. Поэтому все переговоры велись именно с поставщиками этих ведущих компаний.

Что касается выставленных проектов, мы 19 июля подписали контракт на строительство для Северо-Западного флота 10 судов проекта RSD 49. Проект разработан Морским инженерным бюро, и мы в данный момент находимся в активной фазе подготовки к этому проекту, и выбираем основных поставщиков основного оборудования для указанных судов. Это обстоятельство и вызывало активность на нашем стенде. Попасть в такой проект, и получить контракт на поставку оборудования для десяти судов для многих компаний в условиях кризиса было очень заманчиво. В их числе поставщики главного и вспомогательного оборудования, электроники, систем, арматуры и так далее.

За редким исключением, на таких мероприятиях, как выставка, контракты не подписываются. Здесь обычно достигаются принципиальные соглашения о ценах, сроках и возможностях поставки. Во всяком случае, нам удалось здесь добиться кое-каких успехов. До подписания конкретных контрактов не хотелось бы озвучивать какие-то компании, и, тем не менее, могу сказать, что поставщика главных двигателей на суда проекта RSD 49 мы нашли. Контракт должен быть достаточно значимым, и я надеюсь, что мы его подпишем на этой неделе.

Мы принципиально определились с типом и видом рулевой машины, и сейчас проводим активные переговоры и тендерные процедуры по выбору конкретного поставщика (при выборе поставщиков каждого пакета оборудования количество поставщиков колеблется от 5 до 10). Большое количество поставщиков отнимает много времени, а выставка позволяет оценить на месте возможности и технические данные искомого оборудования и, тем самым, сократить список фирм-поставщиков, что мы, в принципе, и сделали. Сейчас по каждому виду оборудования у нас осталось 2-3 кандидата, из которых мы готовы выбрать победителя.

Помимо предприятий нашего холдинга, какие российские предприятия участвовали в выставке?

– По крайней мере, все предприятия Северо-Запада России были там представлены. Среди них «Адмиралтейские верфи», Балтийский завод, «Северная верфь», Выборгский судостроительный завод и другие крупные заводы, которые позиционируют себя на этом рынке.

Какие новые технологии и проекты, представленные другими экспонентами, произвели на вас особое впечатление с учётом производственных интересов?

– Строго говоря, ничего нового мы не увидели. Просто наблюдается ежегодное совершенствование той техники, которая в судостроении пользуется спросом. В частности, в мировом судостроении сегодня представляет большой интерес отход от классического винто-рулевого комлекса к винто-рулевым колонкам. И всё больше и больше судов строится с учётом этого нового принципа.

Сегодня рулевое устройство и соответственно движительная часть объединены в одном агрегате, который называется винто-рулевая колонка. Такая винто-рулевая колонка уже используется нами при строительстве аварийно-спасательных судов. В новой схеме валов нет, что даёт, прежде всего, экономию места.

Суммируя судоремонтно-судостроительные успехи стран, представленных на выставке, можно сказать, что Невский завод соответствует требованиям мировых стандартов судостроения?

– Невский завод, с учётом освоенных инвестиций, сделал большой скачок в своём развитии, поэтому, независимо от выставки, у нас бывает так много делегаций и специалистов, которые интересуются нашими успехами, как мы реализуем те или иные технические решения. Наш завод достаточно современный, и если мы пойдём дальше по пути его модернизации, дооснащения, это будет очень компактная, мобильная верфь, решающая достаточно серьёзные задачи.

Главное назначение завода – и в этом качестве мы, прежде всего, его и видим –строительство судов типа «река-море», что реализуется в строительстве судов проекта RSD 49 водоизмещением 7000 т. У нас есть конкретный план-график, в соответствии с которым согласованы поставки металла. Вот-вот мы подпишем контракт. Металл начнёт поступать в октябре, со второй половины этого месяца мы приступим к резке металла, а в ноябре планируем закладку первой секции. Каждое последующее судно будет закладываться с разницей в три месяца. Все суда будут строиться параллельно с небольшим сдвигом во времени. С учётом старта в ноябре, мы планируем сдачу первого судна в феврале-марте 2012 года, а вообще наша задача-максимум – выйти на цикл – «1 судно за 12 месяцев».

Мощностей для этого нам должно хватить, но необходимо и дальше обустраивать территорию, в частности, увеличивать протяжённость причальных стенок, рабочих площадей. Мы планируем сдачу пяти судов «под ключ» в год. Выполнение же всей программы строительства «семитысячников» в соответствии с подписанным контрактом планируется на конец 2013 года.

Беседовал Николай АСТАФЬЕВ

Фото Андрея ГАЛКИНА

и Николая АСТАФЬЕВА

Яндекс.Метрика