НЕВА-ЛИДЕР 2

НЕВА-ЛИДЕР 2
Многоцелевой сухогрузный теплоход проекта RSD49

Судокорпусное производство

Судокорпусное производство
Автоматизированная линия плоских секций

СПАСАТЕЛЬ КАРАЕВ

СПАСАТЕЛЬ КАРАЕВ
Аварийно-спасательное судно проекта MPSV07

Корпусосборочное производство

Корпусосборочное производство

Невский судостроительно-судоремонтный завод
Главная » Новости » 2023 » Серии речных трамвайчиков «Ленинградец» - 70 лет!

Серии речных трамвайчиков «Ленинградец» - 70 лет!

Серии речных трамвайчиков «Ленинградец» - 70 лет!

Шлиссельбургские судоремонтные мастерские были открыты по приказу Министерства путей сообщения от 4 ноября 1913 года. Однако организационно его существование узаконили 6 ноября, когда вышло «Положение об организации, производстве работ и отчетности казенных ремонтных мастерских для судового и землечерпательного каравана Петербургского округа Министерства путей сообщения». Именно эта дата и считается днем рождения Невского завода.

Главной задачей мастерских стал судоремонт казенных пароходов, землечерпательных и других судов.

В 1950 году был построен слип, позволяющий производить подъем и ремонт среднетоннажных судов. 1952 год стал важной вехой в истории Невского завода. Руководство Северо-Западного речного пароходства (СЗРП), в состав которого в то время входил завод, приняло решение об организации строительства судов на собственной материально-технической базе. Коллектив завода приступил к созданию для всей отрасли теплоходов серии «Ленинградец», которые могли ходить под ленинградскими мостами вне зависимости от их разводки.

В 1952 году Невский судостроительно-судоремонтный завод открыл новую страницу своей истории - с закладки киля пассажирского теплохода серии «Ленинградец» на заводе началось серийное судостроение, ставшее одним из основных направлений деятельности.

В 1953 году Невский судоремонтный завод начал выпуск теплоходов по проекту «564К» типа «Ленинградец». Класс «Ленинградец» считается модернизированной версией модели теплохода «Москвич» (строились на Московском судоремонтно-судостроительном заводе с 1948 года).

Новое судно было быстроходнее «Москвича», имело лучшую управляемость, а также могло проходить под низкими мостами Ленинграда. Первый рейс головного судна по Неве состоялся 13 июня, второе судно сдано в эксплуатацию в конце июля. Начато строительство серии таких судов.

Первое судно спустили на воду в 1953 году, всего построили 20 теплоходов этой серии. Выпускаемые теплоходы имели названия, начинающиеся символом «Л» (Ленинградец): «Л-1», «Л-2», «Л-3», «Л-4», «Л-5», «Л-6», «Л-7», «Л-8», «Л-9», «Л-10», «Л-11», «Л-12», «Л-13», «Л-14», «Л-15», «Л-16», «Л-17», «Л-18», «Л-19», «Л-20».

В СССР «Ленинградцы» эксплуатировались в основном в режиме общественного транспорта, а также использовались как прогулочно-экскурсионные суда. Их появление было обусловлено, во-первых, необходимостью перевозить пассажиров, снимая нагрузку с наземного транспорта, а во-вторых, организовать досуг населению Ленинграда.

Например, теплоход «Л-14» совершал рейсы по маршруту Поселок им. Морозова-Петрокрепость — 17 км Новоладожского канала, обслуживал жителей местных садоводств. Маршрут теплохода был очень востребованный, билеты продавались быстро, поэтому зачастую рядом с расписанием маршрута на пристани можно было увидеть табличку «Аншлаг».

На сегодняшний день достоверно известно, что уцелело всего 4 из 20 теплоходов легендарного проекта «564К»: «Л-9» (в настоящее время название – «Ласточка») принадлежит частному лицу и эксплуатируется в Мандрогах на Свири; «Л-11» принадлежит частному лицу и эксплуатируется в Ленинградской области; «Л-12» (в настоящее время название – «Парадокс») принадлежит частному лицу и эксплуатируется в Москве; «Л-14» (с 2001 года имеет название «Сенатор») был восстановлен и эксплуатируется в Санкт-Петербурге. Судно полностью переоборудовано под полноценный пассажирский теплоход класса Люкс.

Судьба некоторых теплоходов не известна.

Также было освоено строительство нефтеналивных судов и барж для перевозки песка. С 1952 по 2023 год более 360 кораблей различного класса и назначения сошло со стапелей Невского ССЗ: от малых пассажирских до буксиров и судов класса «река-море». Серийное судостроение стало одним из основных направлений деятельности завода.

Невский ССЗ (входит в ОСК, базовое предприятие Ленинградского РО СоюзМаш России) специализируется на строительстве всех типов судов под ключ: аварийно-спасательные суда, причальные комплексы с вертолетной площадкой, танкеры, сухогрузы, буксиры, служебно-разъездные теплоходы, суда технического флота и флота обеспечения.

Фото из архива Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации

Яндекс.Метрика