1941 год
22 июня 1941 г. после продолжительной артиллерийской подготовки, в 4.00 утра германские войска, вероломно нарушив заключенный с СССР пакт о ненападении, атаковали советско-германскую границу
на всем ее протяжении от Баренцева до Черного морей.
В первый день Великой Отечественной войны по цехам завода прошли многочисленные митинги, после которых многие заводчане записались добровольцами в Красную армию и народное ополчение, первый отряд которого ушел на фронт в июле 1941 года.
Однажды в дирекцию завода пришел токарь А.С. Петров и заявил: « Я буду работать в две смены». Его почин поддержали другие рабочие. Начальник литейного цеха М.Ф. Сафонов и его мастера, отработав смену, остались обучать подростков и женщин, которые заменили мужей - фронтовиков. Все работники были организованы в роты, взводы, отделения. Началась военная подготовка.
Судоремонтники согласно мобилизационному плану приступили к переоборудованию гражданских судов в военные, устанавливали на них вооружение, превращая мирные суда в тральщики, минные заградители, санитарные и вспомогательные корабли. Такая судьба постигла пароходы «Шуя», «Олонка», «Орел, «Москва», «Грибальди» и все буксиры.
Завод стал основной судоремонтной базой Ладожской военной флотилии.
Здесь базировались канонерские лодки, минные заградители, сторожевые корабли. Ремонтные работы велись круглые сутки, а в конце августа 1941 года - под бомбежками и артобстрелами.
В Шлиссельбурге было объявлено военное положение: проводились оборонные работы, создавались посты охраны завода, производственные сооружения маскировались. На предприятии создали истребительные отряды и санитарные дружины.
Отработав у станков, люди изучали военное дело и несли дежурство на постах. Каждый боец истребительного батальона получил винтовку и 40 патронов. Ночью они прочесывали лес между Шлиссельбургом, Невдубстроем и Сенявиным с целью поимки диверсантов, шпионов, дезертиров. Днем продолжали работать.
(Запись добровольцев в Красную Армию.1941г. Источник: www.rusproject.org)
(Добровольцы на марше. 1941 г. Источник: www.topwar.ru)
В связи с быстрым приближением немцев к Ленинграду по решению Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 17 июля 1941 года завод стад готовиться к эвакуации на восток, куда именно, не указывалось. Эвакуация началась 2-го сентября по приказу наркома речфлота, когда враг подошел к Шлиссельбургу. Была создана специальная бригада по руководством И.М. Студенова и И.М. Горожанкина.
Сбор на суда назначили на 9 часов вечера. Оборудование, продукты, документы грузили на баржи. Погрузку закончили в 4 утра. Во время посадки началась бомбежка. К счастью, никто не пострадал. Однако решили плыть по каналу ночью и везти на баржах только оборудование и продовольствие. Работники и их семьи шли пешком по левому берегу Новоладожского канала до Кобоны (свыше 60 км.). Маленьких детей несли на плечах. Во время пути баржи, которые двигались с помощью буксиров, подвергались бомбежкам. Появились раненые.
(Эвакуация на судах Ладожской военной флотилии Источник: www.blog.t30p.ru )
10 сентября 1941 года заводчане получили «Путевой приказ заместителя наркома речного флота СССР А.А. Лукьянова следовать с оборудованием в Горьковскую область и временно войти в состав завода «Парижская Комуна». Однако директор предприятия И.М. Гуревич решил во что бы то ни стало сохранить самостоятельность завода. Он добился изменения маршрута, и, несмотря на большие трудности, коллективу вместе с оборудованием в начале октября удалось достичь Великого Устюга.
(Источник: «Государственный каталог музейного фонда РФ»)
Город находился в районе слияния рек Сухона и Юг, которые образуют Малую Северную Двину. На ее левом берегу расположен Великий Устюг, а у правого берега, отдаленного от основного русла островом, находится затон и поселок Кузино.
Длина затона составляла 3 км, ширина - 50-100 метров. Он использовался для ремонта и отстоя судов Северного речного пароходства. Там же были судоремонтные мастерские. На их базе в сжатые сроки установили оборудование. Эвакуированных разместили в частных домах и государственных квартирах устюжан. Большинство работников, состоявшее из женщин и подростков, обучали получившие бронь опытные мастера. Работали все от мала до велика, от зари до зари. Благодаря этому ремонтная служба под руководством И.П.Горожанкина уже 25 октября установила оборудование, и эвакуированный завод приступил к судоремонту и переоборудованию гражданских судов в военные. Затем начали выпускать в кооперации с судоремонтным заводом «Нацфлот», находящемся в Великом Устюге, минометные мины по заданию Главного артиллерийского управления и полевые кухни по заданию Обозно-хозяйственного управления. Станки для изготовления необходимой фронту продукции были старые с ременной передачей (трансмиссией). Не хватало резцов, пил и другого инструмента. Где взять? Эвакуированные рабочие сконструировали и создали молот для ковки деталей судоремонта, смастерили движок для подачи электроэнергии на завод и в поселок. Руководство завода организовало из молодежи комсомольскую бригаду. Все это ускорило выпуск военной продукции.
(И.П.Горожанкин – главный механик Шлиссельбургского завода. Источник: «Государственный каталог музейного фонда РФ»)