1944-1945 годы
В марте 1944 года в Шлиссельбург была направлена специальная бригада, укомплектованная опытными специалистами и рабочими в количестве 30 человек под руководством главного механика Ильи Петровича Горожанкина для подготовки завода к возвращению. Ей поручалось сохранить все, что осталось от завода и не дать вывезти сборщикам металлолома уцелевшее оборудование. Впоследствии ее пополнили молодые рабочие, направленные из судоремонтных мастерских Кобоны. Еще не вся территория города и завода была разминирована. Поэтому происходили подрывы. Однако жесткая дисциплина, установленная Горожанкиным, свела такие случаи к минимуму.
Вместе со спецбригадой вернулся в Шлиссельбург и директор завода И.М.Гуревич. Оценив обстановку на месте, Илья Михайлович решил добиваться выделения под предприятие территории Фабричного острова вместе с сооружениями и уцелевшим имуществом ситценабивной фабрики им. П.Алексеева, а также более широкой полосы для строительства производственных помещений вдоль левого берега Невы. В начале мая 1944 г. Гуревич выехал в Москву и добился передачи заводу всех фондов бывшей фабрики. При этом возник вопрос о новом названии предприятия. В январе 1944 года Шлиссельбург переименовали в Петрокрепость. Именовать завод Петрокрепостным было неблагозвучно, поэтому И.М.Гуревич вместе с главным инженером Северного центрального управления речного флота М.П.Антоновым предложили новое название, которое учитывало местоположение предприятия у истока Невы. Просьбу удовлетворили. Приказ наркома речного флота З.А.Шашкова от 8 июня 1944 года оформил новое официальное наименование – Невский судоремонтно-судостроительный завод I-го разряда. Положительно был решен и вопрос об увеличении территории предприятия. Согласно принятому плану улица Красный тракт была сдвинута на восток. Появились новые возможности для расширения производства.
Весной 1944 года в затон Кузино приехал представитель Министерства речного флота, который объявил на собрании заводчан о реэвакуации завода в Шлиссельбург. Мысль о возвращении домой не покидала людей все время эвакуации. Поэтому, когда директор завода И.М.Гуревич предложил составить список желающих вернуться, то записалось большинство рабочих.
(Приказ 1944 года о восстановлении судоремонтного завода в г. Петрокрепость) (Фото из семейного архива Климихиных)
Коллектив предприятия покидал Кузино двумя группами. В июне 1944 года домой отправилась первая группа, состоящая в основном из рабочих, чтобы приступить к восстановлению завода и жилого фонда. К отъезду подготовили часть оборудования, пиломатериалов, инструмент и личное имущество. Сначала до Вологды плыли по реке Сухоне, а от Вологды до Петрокрепости - по железной дороге в товарных вагонах.
(Источник: «Государственный каталог музейного фонда РФ»)
В первый эшелон в качестве старшего И.Гуревич и И.Студенов назначили А.Блохина. Блохин осмотрел состав, проверил, как уложены грузы, как разместились люди, нет ли больных. Отъехали поздно вечером, а утром проехали станцию Жихарево и свернули на новую дорогу («дорога Победы»), которая первоначально шла вдоль Староладожского канала, а от деревни Липка выходила на открытую местность в сторону Преображенской горы. У горы находилась железнодорожная станция «Левобережная». Но состав, не останавливаясь, прошел через кладбище, переехал качающийся на деревянных сваях мост через Неву и остановился на правом берегу только в Мельничном Ручье. Выяснилось, что машинист получил ошибочное предписание доставить людей и грузы на Финляндский вокзал. Недоразумение разрешилось. Эшелону дали новый паровоз, который доставил грузы и людей по назначению. После остановки поезда на «Левобережной», несмотря на предупреждение о том, что нельзя выходить без проверки о разминировании, все попрыгали из вагонов и побежали в сторону того, что осталось от города. Затем на машинах отвезли сначала стариков и детей, а потом и имущество на улицу Кирова к дому № 6-б. А.Блохин с И.Мургуловым занялись расселением людей.
(Разрушенный цех судоремонтного завода Источник: www.shlisselburg.com)
Почти все дома в Петрокрепости, производственные помещения завода и фабрики были разрушены или полуразрушены. Заводскую территорию ограждала колючая проволока.
Для решения неотложных вопросов - где жить людям, чем их кормить, где вымыть, какой работой загрузить и как добыть деньги, чтобы им заплатить – на заводе создали специальную руководящую группу. Прежде всего, прибывшие семьи расселили в оставшиеся более или менее приспособленные помещения, в том числе и в здание заводоуправления, часть семей жила в землянках. Электричество отсутствовало. Баня, водопровод, канализация разрушены.
Северяне помогли возрождению завода. Судоремонтный завод в Великом Устюге дал брус, доски для строительства домов. Было объявлено, что желающие работники могут собирать привезенные дома из бруса силами своих семей во внерабочее время. На этот призыв откликнулись многие и начали строиться по Пролетарской и Краснофлотской улицам. Для строительства использовали также остатки блиндажей. Лимендский судостроительно-судоремонтный завод (недалеко от Котласа) дал 20 коров, 10 свиней и другую живность. Молоко пошло в детский сад и больницу.
Первая партия вернувшихся из эвакуации шлиссельбуржцев вошла в состав военно-восстановительного отряда, в котором работы организовывались по-военному: вместо бригад и цехов создавались отделения, взводы и роты, вместо мастеров и начальников – командиры. Перед отрядом была поставлена задача восстановить разрушенное производство, причалы, поднять затонувшие суда. Работу начали с расчистки площадки под зимний ремонт судов. Затем доставили дрова с реки Видлица, токарные станки из Ленинграда. Приступили к восстановлению производственных помещений и жилого фонда. Вторая партия заводчан после уборки урожая на приусадебных участках в Великом Устюге вернулась домой в сентябре 1944 года.
(Фабричный остров. Здание кузницы и кислородной станции. 1945-1948 г.г. Источник: «Государственный каталог музейного фонда РФ»)
Нормальное производство нельзя было наладить без электроэнергии. И.М.Гуревич добился в «Ленэнерго» выделения специального лимита для предприятия. Однако возникла другая проблема. Линия электропередачи проходила от Волховской ГЭС в Ленинград рядом с Преображенским кладбищем, но отсутствовала трансформаторная подстанция для понижения тока высокого напряжения. Перегруженный работой трансформаторный завод в Ленинграде заказов не принимал. Только после многократных хождений по инстанциям директору удалось решить и эту проблему.
В районе Угольного причала бригада строителей, в которую входили землекопы и плотники под руководством А.Н.Артемова, начала устанавливать подстанцию. Строители вырыли котлованы, связали и установили дубовые ряжи для размещения на них 4-х трансформаторов, построили домик для смотрителя. Затем слесари и электрики завершили работы по монтажу, наладке и пуску подстанции. Город и завод получили энергию к началу сентября, что дало возможность запустить механическое оборудование в цехах. За это же время отремонтировали несколько токарных, фрезерных, строгальных и других станков, приводимых в движение энергией пара.
Начало работ по ремонту и восстановлению судов
Всю осень шла подготовка к зимнему ремонту и восстановлению судов Ладожской военной флотилии. Судоремонт последней военной зимы 1944-1945 гг. осуществлялся на открытом воздухе. Посреди цехов устраивали печки для обогрева. Одновременно восстанавливались заводские помещения. Чтобы не прерывать работу слесарного цеха, находившегося в деревянном здании, возвели вокруг него кирпичные стены, а затем, во время субботника разобрали деревянные.
(Сборка паровоздушных молотов в котельном цехе. 1950 г. Источник: «Государственный каталог музейного фонда РФ»)
Рабочий день начинался с чтения вслух газеты, из которой узнавали новости с фронта. Работать проходилось в условиях острой нехватки самого необходимого. Отсутствовала спецодежда и защитные очки у литейщиков. Это приводило к тому, что искры попадали в глаза и наносили сильные ожоги. Вручную из колючей проволоки делали гвозди, которыми крепилась дранка для крыш, а резцы научились изготовлять из траков подбитых танков. Работающие станки можно было пересчитать по пальцам. Заводчане вставали в очередь, чтобы на них поработать. Прибытие каждого нового станка воспринималось как праздник. Летом 1945 года И.М.Гуревич, И.П.Горожанкин и В.О.Пябус выехали в Германию для отбора оборудования в счет репараций, и уже в октябре все заводские потребности в нем были удовлетворены. Темпы восстановления производства ускорились. Флот расставили в затоне, провели капитальный ремонт многих судов, в том числе и теплохода «Кремль». К зиме 1945 года была восстановлена котельная, а в одном из ее подвалов организована баня. Работы по восстановлению производственных и служебные помещений, в которых участвовало 560 человек, завершились только в 1946-м году.
(Монтаж первого станка. (Фото из семейного архива Милюгиных)
(В.О.Пябус – главный энергетик, В.Д.Шувалов – электромонтер.
(Фото из семейного архива Милюгиных)
Одновременно на Невском заводе шло строительство новых цехов и модернизация судоремонтных сооружений. Раньше подъем судов осуществлялся лебедками по склизам из деревянных брусьев. Это была трудоемкая операция. Поэтому построили кормоподъемный кран и к 1950 году завершили строительство слипа, что дало возможность поднимать на берег для ремонта крупнотоннажные суда. В результате, стоимость подъема судна на слип снизилась с 40% от стоимости капитального ремонта до двух процентов.
(Реконструкция слипа. Фото из семейного архива Е.П.Яшина)
История завода и жизнь продолжаются…