НЕВА-ЛИДЕР 2

НЕВА-ЛИДЕР 2
Многоцелевой сухогрузный теплоход проекта RSD49

Судокорпусное производство

Судокорпусное производство
Автоматизированная линия плоских секций

СПАСАТЕЛЬ КАРАЕВ

СПАСАТЕЛЬ КАРАЕВ
Аварийно-спасательное судно проекта MPSV07

Корпусосборочное производство

Корпусосборочное производство

Невский судостроительно-судоремонтный завод

1942-1943 годы

Доблестный труд в эвакуации: все - для фронта, все - для победы!

Особенно затрудняло судоремонтные работы отсутствие литейного и кузнечного цехов, а так же маломощность электростанции, которая работала на дровах и давала заводу всего 75 кВт, электроэнергии. Вопрос решили передачей тока с резервной электростанции другого завода, разработали чертежи вагранки и упрощенного молота со свободно падающей бабой, освоили обжиг древесного угля, что дало возможность к 1942 году начать выполнение литейных работ.

О пережитых в тылу испытаниях дают представление следующие факты: 12-часовой рабочий день без выходных, продовольственный паек 600 граммов хлеба наполовину с мякиной и тарелка баланды на обед. Рабочие постоянно ощущали голод. Многие заболевали дистрофией и цингой. Несколько легче стало весной, когда появилась зелень. Крапиву смешивали с хлебом и варили суп, который давал на несколько часов ощущение сытости.

  

(Подросток, работающий на сверлильном станке. Источник: www.livejournal.com )

(Блокадная пайка хлеба. Источник: www.livejournal.com)

Для того, чтобы найти выход из положения, руководители завода поехали по районам Вологодской области, предлагая провести силами завода ремонт сельскохозяйственной техники в обмен на зерно, горох и картофель для посадки в подсобном хозяйстве. Заводу передали несколько коров, что позволило обеспечить детский сад молоком. Открыли профилакторий, где подкармливали ослабевших от голода рабочих.

Весной 1942 года на выделенной для ведения подсобного хозяйства и под огороды земле посадили картофель и зерновые культуры. Построили свою мельницу. Пахали, сажали и снимали урожай без применения техники. Во внерабочее время соорудили овощехранилище, коровник и свинарник.

Руководители предприятия трудились наравне со всеми. Ветераны завода отмечают высокие организаторские способности руководителя ремонтной службы И.П.Горожанкина, под руководством которого успешно прошла эвакуация.  С особой теплотой вспоминают директора И.М.Гуревича, который делал все возможное для облегчения жизни людей. Илья Михайлович родился в 1911 году в городе Бегомель (Белоруссия). Начал трудовую деятельность строительным рабочим. С 1934 по 1938 гг. учился в Ленинградском институте водного транспорта. После его окончания стал директором Свирицких судоремонтных мастерских (Пашский район Ленинградской области). С 1939 по 1954 гг. возглавлял Шлиссельбургский завод (переименован в Невский судоремонтно-судостроительный завод в 1944 г.). Награжден медалями «За трудовую доблесть» и «За победу в Великой Отечественной войне», орденом «Красной Звезды» и другими знаками отличия.

(Портрет И.М.Гуревича за рабочим столом. 1943 г.  Источник: «Государственный каталог музейного фонда РФ»)

К зиме 1942-1943 годов коллектив предприятия окреп и, несмотря на то, что план по судоремонту увеличился, со всеми производственными заданиями справлялся успешно. Женщины и подростки в совершенстве освоили мужские профессии. Работая порой сутками без отдыха в малопригодных помещениях, они давали на неприспособленном оборудовании по две-три нормы. Многие из них получали звание «снайперов тыла», хотя тогда были почти детьми: Николай Смелов, Юрий Карпов, Ольга Егорова, Виктор Трофимов.

Невозможно рассказать обо всех замечательных тружениках военной поры, хотя они этого и заслуживают. Для получения представления об этих героических людях, кратко опишем работу воспитанницы детского дома Ольги Карловны Нейлик. Придя на завод почти девчонкой в 1942 году, она быстро освоила специальность токаря.  Выполняя одну из операций по спецзаказу для фронта, Ольга давала 2-3 нормы за смену. Она же стала инициатором создания «фронтовых» бригад.

Даже в это трудное время в эвакуации шлиссербуржцы не забывали и про досуг: построили клуб, в который приглашали выступать артистов из Великого Устюга, организовали художественную самодеятельность.

За три года войны рабочие судоремонтного завода дали фронту:

228150 мин, 6000 пар лыж, 1700 очажно-походных кухонь, 160 санитарных волокуш, 6080 саперных лопат, 200068 ящиков для мин, 10 озерных барж, 30 водомаслогреек и отремонтировали более 100 речных судов.

Выполняя военные заказы, работники завода одновременно осваивали воинские специальности. Военный инспектор завода Нюхин отмечал, что за годы войны (на 7 декабря 1944 года) на судоремонтном заводе было подготовлено 1149 стрелков, 153 снайпера, 124 минометчика, 77 станковых пулеметчиков, 35 истребителей танков, 5 телефонистов, 3 радиста.

За героический труд Государственный комитет обороны наградил коллектив переходящим Красным Знаменем.


 


 

Яндекс.Метрика